Интервью с А.Вавиловым

Источник: Радиостанция "Эхо Москвы" http://echo.msk.ru/

С. Бунтман

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" бывший первый заместитель министра финансов РФ, директор Института финансовых исследований Андрей Вавилов.
Ведущий эфира Сергей Бунтман.
С. БУНТМАН - Добрый день!
А. ВАВИЛОВ - Здравствуйте!
С. БУНТМАН - Мы сейчас поговорим и о бюджете, и о финансах, но статья расходов появилась со вчерашнего дня. Не знаю, насколько статья, но расходы появились, это уж точно, в связи с Останкинской башней. Я хочу подчеркнуть, что сейчас в Москве работают 2 канала: "Столица" и ТНТ, правда, не везде видно и не везде хорошо. По "НТВ+" в дополнение к РТР и "Культуре" появилось ОРТ - теперь подписчики "НТВ+" могут получать новости и прочую информацию еще и ОРТ. Как вы считаете, ущерб, конечно, пока непонятен, но это федеральному придется и правительству, и бюджету?
А. ВАВИЛОВ - Конечно. Это расходы федерального бюджета, это федеральная собственность. Это, конечно, очень большие и неожиданные расходы. Я думаю, трудно это сказать сейчас, но то, что это будет исчисляться сотнями миллионов долларов, думаю, это наверняка.
С. БУНТМАН - Да, и еще главное, что по срокам это затянется.
А. ВАВИЛОВ - Конечно. Видимо, как мы знаем уже из выпусков новостей, прорабатываются схемы временного вещания уже, тем не менее, говорится о том, что необходимо восстанавливать саму телебашню, поэтому я думаю, что это событие, конечно, повлияет на наш бюджет, который будет рассматриваться, я там понимаю, с сегодняшнего дня Госдумой.
С. БУНТМАН - Но это может съесть какие-то другие программы, да? Деньги-то все-таки не из тумбочки берутся, они все-таки ограничены.
А. ВАВИЛОВ - Да. Вы знаете, новый бюджет составлен по новым принципам. Они все известны, но мы вносим этот бюджет за последние, наверное, 7 лет, первый раз - это бездефицитный бюджет. Т.е. там, где все расходы, включая обслуживание государственного долга, и процентные расходы, покрываются только доходами и не заимствованиями. Правда, в первом квартале 1992 года правительство вносило в Верховный совет такой же сбалансированный бюджет, к сожалению, его удалось выдержать только в первом квартале 1992 года. И теперь вот опять правительство вносит бездефицитный бюджет. Для этого нам потребовалось 8 лет. И я могу сказать, что бездефицитный бюджет - это такая надежная база проведения дальнейшей правильной экономической и денежной политики в нашей экономике, потому что нам кажется, что сейчас положение нормальное - темпы роста 8-10% годовых и инфляция не такая большая, зарплаты, пенсии повышаются. Но всегда к этому надо относиться осторожно. К сожалению, этот экономический рост обусловлен не причинами, которые всегда лежат в основе экономического роста, а именно - масштабные инвестиции, наша страна, попросту говоря, выходит из того кризиса, который мы пережили 2 года назад, поэтому этот бездефицитный бюджет - такая база, основа, на основании которого надо проводить и дальнейшую политику, как бы стимулировать в первую очередь инвестиции, которые дадут уже устойчивую экономическую стартовую площадку.
С. БУНТМАН - Это только стартовая площадка?
А. ВАВИЛОВ - Да.
С. БУНТМАН - Ну, пусть вот будет хоть благоустроенная стартовая площадка. Еще такая вещь: насколько нужно будет, неожиданное, может быть, повышение военных расходов? Оно может предусматриваться, потому что сейчас может повернуться всяко в ответ на "Курск", в ответ на все?
А. ВАВИЛОВ - Это состояние обнаружилось не внезапно. Конечно, последние 10 лет мало кто занимался военной реформой, естественно. И только сейчас, как мы знаем, в августе, совет безопасности рассмотрел проект реформы наших вооруженных сил, который рассчитан тоже не на один год. И, естественно, это тоже потребует средств. Не знаю, на сколько придется повышать эти оборонные расходы по сравнению с бюджетом. Но то, что необходимо, будет получать система финансирования, это абсолютно точно известно. Посмотрите, ведь что происходит? Вице-премьер-министр говорит, что у нас доходов достаточно, а когда президент приезжает на встречу с семьями подводников, то выясняется, что зарплата, как ему докладывают, она выплачивается не полностью, куда-то эти деньги расходуются. Наверное, даже не потому, что эти деньги куда-то пропадают, просто понятно, что не хватает на все, и сегодня, допустим, у нас нет спасательных средств, завтра не хватает топлива, послезавтра еще чего-то.
С. БУНТМАН - Т.е. структура расходов этих должна быть проработана, не столько количество, сколько качество.
А. ВАВИЛОВ - Да, сколько все должно быть запланировано. Т.е. если у нас есть какие-то бюджетные расходы, есть военная часть, она требует для необходимой работы таких-то расходов, значит, они и должна финансироваться полностью. Если этих частей слишком много, ну, значит, наверное, их надо сократить - это я говорю абстрактно, военным специалистам виднее, что надо делать, но тем не менее, должен быть главный принцип: если мы содержим каких-то бюджетных потребителей, они должны все равно финансироваться в том объеме, который необходим, чтобы они могли функционировать нормально.
С. БУНТМАН - Слушатели спрашивают, за счет чего в советские застойные времена было финансирование мощной армии? По этому поводу недоумевают многие. За счет чего финансировалась армия? Это был бюджет совершенно другого качества?
А. ВАВИЛОВ - Вы знаете, история экономического развития СССР очень длинная и действительно, плановая система на определенных этапах позволяла концентрировать ресурсы и действительно высокими темпами развивать как промышленность, так и наши вооруженные силы. И могу сказать, что очень многие, пользующиеся мировым спросом вооружения, изобретения, были заложены еще в советское время. И действительно, для создания вооружений, плановая советская система позволяла все это сделать, сконцентрировать ресурсы. В значительной степени в 70-е годы это было обусловлено тем, что мы интенсивно разрабатывали нефтяные месторождения, у нас были достаточно большие доходы от нефти. Но заметьте, как только произошло падение цен на нефть, оно произошло в середине 80-х, как раз когда произошла перестройка, перестало хватать денег. Т.е. в основном, конечно, деньги - это природные ресурсы.
С. БУНТМАН - Сакраментальный вопрос: если упадут снова цены на нефть, что мы будем делать?
А. ВАВИЛОВ - Вы знаете, само падение или повышение цен на нефть, оно не является главной причиной нашего благополучия или неблагополучия. Если проанализировать данные за полгода по платежному балансу, то у нас очень большое положительное сальдо по торговому балансу, очень большое, оно в 2 раза практически выросло. Но за счет чего? Экспорт увеличился не намного, сократился импорт. Цены на нефть здесь не при чем - импорт сократился по той причине, что рубль девальвировали в 4 раза, понимаете? Т.е. результатом этого большого вот этого положительного сальдо и доходов в бюджет является именно денежная политика, а не цены не нефть. Цены на нефть влияют, да, (без них) резервы были бы не 23 миллиарда долларов, а 18 или 19, но главное - это денежная финансовая политика. И вот здесь, к сожалению, мы пока не видим, что те уроки, которые были нам даны в 1998, что из них сделали выводы в полном объеме, потому что, как мы видим, курс рубля продолжает укрепляться, и это приведет только к одному как и во всем мире, это известно: если курс рубля будет укрепляться, соответственно, импорт будет расти, сальдо торгового баланса будет падать. Если при этом упадут цены на нефть, тот сценарий, который мы поимели в 1998 году в том или ином виде мы можем получить сначала, снова. Поэтому я думаю, что главное - это не случайности мировых финансовых рынков, а все-таки правильная денежная политика и построение устойчивой экономической системы.
С. БУНТМАН - И, наконец, тут просят дать прогноз в отношении российского фондового рынка примерно на полгода.
А. ВАВИЛОВ - Я думаю, что он будет расти в ближайшие полгода, российский фондовый рынок. Не такими высокими темпами, но тем не менее, я думаю, что он будет расти.
С. БУНТМАН - И ничто не может остановить эту тенденцию? Это тенденция позитивная?
А. ВАВИЛОВ - Знаете, это вполне естественная реакция на экономический рост, который есть в стране. Допустим, если наши власти сделают этот рынок еще более прозрачным, ВКЦБ реализует все те предложения, которое оно внесло в правительство, поправки к законам, которые делают наши корпорации еще более прозрачными, то рост будет более высоким. Если нет, то он будет медленный, поэтому здесь есть субъективные и объективные факторы.
С. БУНТМАН - И скажите, наконец, на ваш взгляд, перспективы прохождения бюджета через федеральное собрание - насколько динамично будет проходить и на сколько изменится бюджет? И за какое время?
А. ВАВИЛОВ - Думаю, что проходить он будет как всегда непросто, но тем не менее, результат будет такой же, как всегда - бюджет пройдет. Изменения - конечно, я думаю, что они будут, но не думаю, что будут сильные отступления от тех принципов, на которых построен бюджет.
С. БУНТМАН - Спасибо большое! У нас в эфире был Андрей Вавилов.
« Назад